Банкокартия
Пятница, 29.11.2024, 13:37
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Статьи о банкокартии [8]
Видео [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Статьи о банкокартии

Банковские карточки - международная практика и правовое регулирование в России. Часть 2
Распространение банковских карт сторонних эмитентов


Мы уже говорили о том, что кредитные организации могут не только выпускать собственные платежные карты, но и распространять продукты других эмитентов.

Пунктом 2.4 Положения разрешается распространение (продажа) кредитными организациями-резидентами банковских карт и предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов (таких как American Express, VISA CASH, Diners Club, Visa Travel Money, чеков и аналогичных им), позволяющих производить оплату товаров (работ, услуг) и (или) получение наличных денежных средств наряду с банковскими картами российских кредитных организаций.

При этом Положением вводится своего рода ограничение на осуществление подобной деятельности: теперь кредитные организации могут ею заниматься только по специальному разрешению Банка России, что также предотвращает несанкционированное распространение финансовых продуктов иностранных кредитных организаций.

Для упорядочения соответствующих отношений Банк России намеревается выпустить указания, регламентирующие порядок получения разрешения на распространение платежных карт других эмитентов. При этом предполагается, что если на распространяемой банковской карте будет присутствовать название банка-распространителя и при этом он будет самостоятельно вести счета своих клиентов, то этот банк и будет считаться эмитентом платежных карт и соответствующее разрешение ЦБ ему не потребуется. Данный вывод по всей видимости следует из требований п.п.2.5 Положения, согласно которым на выпускаемой банковской карте должны присутствовать наименование и логотип эмитента, однозначно его идентифицирующие. Однако, если принять во внимание данную позицию ЦБ, возникают вопросы: будет ли банк-распространитель считаться эмитентом соответствующих платежных карт и распространяются ли на него требования п.2.8 Положения об обязательном информировании Банка России о начале или завершении эмиссии?

Получение банковских карт

Как было отмечено ранее, выдача клиенту банковских карт осуществляется на основе заключенного с ним договора. При этом несмотря на то, что нормативного акта, где бы специально указывались обязательные реквизиты платежных карт, не существует, в п.2.5 Положения все же оговорено, что на банковской карточке в обязательном порядке должны присутствовать наименование и логотип эмитента, которые позволили бы однозначно его идентифицировать среди других кредитных организаций. Таким образом, гражданину либо юридическому лицу, приобретающему платежную карту, следует обратить внимание на эту "визуальную" сторону нового средства расчетов.

Помимо этого, будущие владельцы платежных карт должны позаботиться о получении разрешения Банка России на совершение валютных операций, связанных с движением капитала, в том случае, если расчеты с использованием карты будут происходить в иностранной валюте. Здесь следует иметь в виду, что такое разрешение понадобится в том числе и для совершения трансграничных платежей, с последующим возмещением в валюте РФ расходов эмитента. При этом во всех случаях на эмитентов банковских карт возлагается обязанность уведомлять клиентов о необходимости обязательного получения такого разрешения.

Более подробной информации об особенностях открытия спецкарточного счета и выдаче владельцу счета платежной карты Положение не содержит. В этой связи можно предположить, что все прочие вопросы оставлены на усмотрение самих кредитных организаций, которые их решат, исходя из сложившейся собственной практики и особенностей деятельности каждой из них. В этой связи будущим владельцам платежных карт придется либо принять условия банков, либо отказаться от сотрудничества с ними.

Виды банковских карт. Операции с использованием банковских карт


Мы уже говорили о том, что выпускаемые банковские карты имеют множество разновидностей. Они классифицируются по платежным возможностям (кредитные и дебетовые), по лицам их приобретающим (личные и корпоративные), по лицам их эмитирующим и обслуживающим (собственные и системные), по техническим характеристикам (магнитные и чиповые) и пр. При этом ни одно из данных понятий до введения в действие Положения на законодательном уровне не раскрывалось, в связи с чем ставилась под сомнение возможность выпуска и обращения, к примеру, корпоративных карт.

Раздел 3 Положения подтвердил, что карты бывают личные и корпоративные, при том, что каждый из этих типов карт может быть представлен картой как дебетовой (или, как она называется в Положении, - расчетной), так и кредитной.

Несмотря на то, что определения, закрепленные в этом разделе Положения, не дают платежным картам никаких новых характеристик, их нормативная легализация имеет огромное значение, поскольку теперь российскими банками будут выпускаться те типы платежных карт, которые официально допущены к хождению на территории Российской Федерации.

Согласно пп.3.1, 3.2 Положения расчетная (дебетовая) карта позволяет ее держателю согласно условиям договора между эмитентом и клиентом распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете в пределах расходного лимита. Кредитная же карта допускает осуществление ее держателем, согласно условиям договора с эмитентом, операций в размере предоставленной кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом.

Что касается выпуска личных платежных карт, то нужно отметить, что данный тип карты предназначен для оплаты ее владельцем товаров (работ, услуг) либо для получения наличных денежных средств. В данной связи хотелось бы обратить внимание на то, что в Положении вопросы обращения личных карт в целом почти не затрагиваются. Предполагается, что все отношения частных владельцев платежных карт, возникающие у них с кредитными организациями и государством, будут регулироваться соответствующим федеральным законом, проект которого находится на обсуждении в Госдуме.

Обращению корпоративных карт в Положении уделено гораздо больше внимания.

При том, что легализация данного типа платежных карт имеет прогрессивное значение, юридическим лицам-держателям корпоративных карточек предоставлена возможность расходования обеспеченных ею средств на проведение ограниченного круга операций, а именно операций, разрешенных п.4.6 Положения. При этом в п.4.7.1 Положения содержится однозначный запрет на использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и других выплат социального характера. Заметим, что это требование Положения, по мнению банкиров, нанесет ощутимый удар по банкам, которые активно развивали "зарплатные проекты".

В целом не нужно пугаться того, что Положение ограничивает операции юридических лиц с использованием корпоративных карт. Вызваны эти запреты, вероятно, тем, что государство давно стремится упорядочить расходование средств предприятий и организаций исключительно на финансирование их производственной и иной хозяйственной деятельности (собственно на осуществление тех задач, ради которых эти юридические лица и создаются). Помимо этого, Банк России давно пытался разработать жесткую систему контроля за всеми валютными счетами российских юридических лиц, а отсутствие в законодательстве каких-либо ограничений на расходование иностранной валюты со спецкарточных счетов тормозило деятельность ЦБ в этом направлении.

Эти факторы и предопределили введение в Положение определенных ограничений использования корпоративных карт, конечная цель которых состоит в предотвращении каких-либо злоупотреблений их использования со стороны юридических лиц.

Владельцам корпоративных карт важно знать о об этих требованиях ЦБ, а значит - о тех видах операций, которые с использованием корпоративных карт предприятия-резиденты осуществлять могут.

1. Операции в рублях:

1.1. Получение наличных средств в валюте РФ для осуществления расчетов на территории РФ в соответствии с порядком, установленным Банком России, и связанных с хозяйственной деятельностью юридического лица на территории РФ, а также для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в пределах РФ, в валюте РФ.

Говоря о порядке расчетов наличными денежными средствами, установленном Банком России, Положение, по всей видимости, имеет в виду предельный размер расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами по одному платежу, установленный ЦБ РФ. В настоящее время он составляет 3 млн рублей (см. письмо ЦБ РФ от 29.09.97 N 525).

Хотелось бы напомнить, что еще три года назад в п.18 разъяснений "По отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в РФ" и условий работы с денежной наличностью", доведенных до сведения заинтересованных лиц письмом от 16.03.95 N 14-4/95, Центральный банк РФ указывал на необходимость при использовании денежной наличности, получаемой предприятиями с применением пластиковых карт, руководствоваться нормами, касающимися ограничений налично-денежных расчетов между юридическими лицами.

1.2. Безналичная оплата расходов в валюте РФ, связанных с командированием работников в пределах РФ.

1.3. Безналичные операции на территории РФ, связанные с основной деятельностью юридического лица, в валюте РФ.

1.4. Безналичные операции на территории РФ, связанные с хозяйственной деятельностью юридического лица, на территории РФ.

1.5. Безналичная оплата в валюте РФ представительских расходов на территории РФ.

2. Операции в валюте:

2.1. Безналичная оплата расходов представительского характера в иностранной валюте за пределами РФ.

2.2. Безналичная оплата расходов, связанных с командированием работников в иностранные государства, в иностранной валюте.

2.3. Получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами РФ для оплаты расходов, связанных с командированием работников в иностранные государства.

Комментируя эту группу операций, совершаемых с использованием корпоративных валютных карт, хотелось бы отметить, что в условиях отсутствия нормативной регламентации обращения пластиковых денег на территории РФ даже в самом Центральном банке до последнего времени не знали, как контролировать карточные платежи юридических лиц. В свое время ЦБ пришлось даже запретить использование валютных корпоративных карт за границей. Теперь же в Положении определено, что по корпоративным картам могут осуществляться те же операции, что и по обычным валютным счетам. К примеру, за границей валютные корпоративные карты можно использовать только для оплаты командировочных и представительских расходов.

Относительно выдачи уполномоченными банками наличной иностранной валюты для оплаты командировочных расходов, хотелось бы обратить внимание, что порядок выдачи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не имеющим лицензии Банка России на проведение валютных операций, иностранной валюты для оплаты командировочных расходов за пределами РФ регулируется "Положением о порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов", утвержденным ЦБ РФ от 25.06.97 N 62.

Согласно пп.3.1, 3.2 данного Положения наличная иностранная валюта, находящаяся на текущем счете предприятия в уполномоченном банке, может быть выдана ему для оплаты командировочных расходов, причем в пределах и за счет тех средств, которые имеются на счете предприятия. При этом использование указанных средств на иные цели, нежели оплата командировочных расходов, в том числе на осуществление платежей по внешнеэкономическим сделкам, запрещается.

Юридические лица-нерезиденты, приобретшие корпоративные платежные карты у российских эмитентов, могут осуществлять те же виды операций, что предусмотрены для резидентов, при условии, что ими будут расходоваться средства, находящиеся на счетах типа "Т", открытых им кредитными организациями-резидентами, за исключением:

1) безналичной оплаты расходов, связанных с командированием работников в иностранные государства, в иностранной валюте;

2) получения наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами РФ для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства.

Напомним, что рублевые счета типа "Т" открываются нерезидентами для обслуживания их экспортно-импортных операций (кроме операций, связанных с осуществлением экспорта из Российской Федерации товаров, в отношении которых применяются нетарифные меры внешнеэкономического регулирования), а также для целей содержания в Российской Федерации филиалов и представительств нерезидентов (п.1.1 инструкции ЦБ РФ от 16.07.93 N 16 "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации"). При этом расчеты по экспортно-импортным операциям могут осуществляться только со счетов типа "Т" тех нерезидентов, которые наделены правом осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. деятельность, направленную на извлечение прибыли) в соответствии с учредительными документами лиц-нерезидентов, документами об их регистрации, разрешениями, выданными российскими уполномоченными органами и другими документами, определяющими их правоспособность.

Важно заметить, что покупка иностранной валюты предприятиями-нерезидентами, а также последующее возмещение осуществленных в иностранной валюте затрат эмитента с рублевых счетов типа "Т" нерезидентов не допускается (п.4.7.2 Положения).

Эквайринг на рынке банковских карт


Обращение пластиковых карточек сопряжено не только с их выпуском (эмиссией), но и с обслуживанием. Положение легализует и эту сферу отношений на пластиковом рынке.

Деятельность кредитной организации по осуществлению с предприятиями торговли (услуг) расчетов по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, а также по осуществлению операций по выдаче наличных денежных средств держателям банковских карт, не являющимся клиентами данной кредитной организации, согласно п.1 Положения именуется эквайрингом. Соответственно, кредитные организации, занимающиеся эквайрингом и участвующие в расчетах наряду с эмитентами и расчетными агентами, называются эквайрерами.

Для осуществления указанной деятельности эквайреры обеспечивают себя различными техническими средствами: банкоматами (электронными программно-техническими комплексами, предназначенными для выдачи и приема наличных денежных средств, составления документов по операциям с использованием банковских карт, выдачи информации по счету, осуществления безналичных платежей и пр.), импринтерами (механическими устройствами, созданными для переноса оттиска рельефных реквизитов банковской карты на документ, составленный на бумажном носителе), электронными терминалами (электронными программно-техническими устройствами, предназначенными для совершения операций с использованием банковских карт) и иными устройствами.

При этом кредитная организация, начинающая или завершающая эквайринг по операциям с использованием банковских карт, равно как и при их эмиссии, обязаны проинформировать в 30-дневный срок Департамент методологии и организации расчетов Банка России о начале либо завершении эквайринга (п.2.8 Положения). Те организации, которые осуществляли эквайринг на момент вступления в силу данного Положения, в тот же 30-дневный срок были обязаны выслать в адрес указанного ведомства уведомление, содержащее общую информацию о платежной системе, а также конкретные сведения о типах банковских карт, которые данный эквайрер обслуживает.

Согласно п.2.10 Положения эквайринг на территории РФ, также как и эмиссия, может осуществляться исключительно кредитными организациями-резидентами Российской Федерации.

При этом все расчеты по операциям, совершенным на территории РФ с использованием банковских карт, между эквайрерами и предприятиями торговли (услуг), также как и расчеты между банками-резидентами, банками-резидентами и иными юридическими лицами-резидентами, а также физическими лицами-предпринимателями (см.п.4.2 Положения), производятся только в валюте Российской Федерации. Исключением также как и в приведенном случае являются расчеты в иностранной валюте, разрешенные действующим законодательством и нормативными актами Банка России.

В результате деятельности по обслуживанию банковских карт у эквайреров образуется доход. Он формируется за счет комиссии эквайрера (денежных средств, взимаемых с держателя банковской карты за предоставленные услуги по операциям с использованием банковских карт), межбанковской комиссии (которая может уплачиваться эквайреру банком-эмитентом), торговой уступки (денежной суммы, уплачиваемой эквайреру предприятием торговли (услуг) за расчеты по операциям с использованием банковской карты при реализации товаров или услуг) и пр.

Перемещение банковских карт через границу


Рассматриваемое нами положение "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием", утвержденное ЦБ РФ от 09.04.98 N 23-П, регулирует операции, связанные с обращением банковских карт на территории РФ. Между тем, эти средства, используемые для осуществления безналичных расчетов, могут легко перемещаться через границу РФ и использоваться в целях оплаты товаров (работ, услуг) на территориях иностранных государств. При этом напомним, что при помощи корпоративных платежных карт российских эмитентов разрешается только безналичная оплата командировочных и представительских расходов.

Существует ряд нормативных актов, принятых задолго до рассматриваемого нами Положения, которые регламентируют отдельные вопросы, связанные с перемещением банковских карт через границу РФ. В этой связи ввоз, вывоз и пересылка платежных карт осуществляются в соответствии с правилами, установленными этими документами.

В соответствии с п.1 письма ГТК РФ от 08.04.93 N 01-13/3081 "О перемещении через государственную границу кредитных карточек и оттисков кредитных карточек" кредитные карточки (очевидно имеются в виду платежные - Ю.К.) не относятся к валютным ценностям и подлежат пропуску через таможенную границу РФ без ограничений. При этом при ввозе на территорию РФ и вывозе с территории РФ юридическими лицам платежных карточек иностранных эмитентов специальное разрешение также не требуется.

Что касается перемещения оттисков платежных карточек (заполненных платежных квитанций), подписанных их владельцами, то они будучи платежными документами, выраженными в иностранной валюте (п.4 ст.1 Закона о валютном регулировании), относятся к ценным бумагам в иностранной валюте, т.е. являются валютными ценностями (п.2 Письма ГТК РФ от 08.04.93 N 01-13/3081 "О перемещении через государственную границу кредитных карточек и оттисков кредитных карточек", п.1 положения "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками", утвержденного письмом ЦБ РФ от 19.04.93 N 13 и ГТК РФ от 14.04.93 N 01-20/3371). Этот факт и предопределяет особый порядок их ввоза, вывоза и пересылки в РФ и из РФ.

Так, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации оттисков банковских карточек осуществляется исключительно уполномоченными банками, т.е. банками, имеющими лицензию на осуществление валютных операций, а также специализированным предприятиями РФ по обработке указанных оттисков. Такими предприятиями согласно п.2 Письма ГТК РФ являются АО "Американ Экспресс Россия лимитед", а также АО "Компания объединенных кредитных карточек" (Юнайтед Кард Сервис), Центр международных расчетов Международного коммерческого управления гражданской авиации ПКО "Аэрофлот" - Российские международные авиалинии".

Помимо этого, согласно п. 1 положения "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками", утвержденного письмом ЦБ РФ от 19.04.93 N 13 и ГТК РФ от 14.04.93 N 01-20/3371, ценные бумаги в иностранной валюте могут быть ввезены в РФ и вывезены из РФ с соблюдением требований и правил таможенного оформления и контроля, включая обязательное декларирование таможенным органам РФ. При этом под вывозом и ввозом валютных ценностей понимается их физическое перемещение (включая пересылку) через таможенную границу РФ.

Уполномоченные банки осуществляют ввоз в РФ валютных ценностей без ограничений при соблюдении таможенных правил (п.2 Положения). Вывоз из РФ платежных документов, выраженных в иностранной валюте, осуществляется уполномоченными банками без ограничения суммы и количества и без специальных разрешений Банка России (п.5 Положения).

Оттиски платежных карточек, ввозимые и вывозимые с территории РФ, не подлежат обязательному страхованию, а могут страховаться уполномоченными банками по своему усмотрению (п.12 Положения).

Таким образом, наличие у кредитной организации лицензии на проведение валютных операций имеет значение только для решения вопросов ввоза и вывоза оттисков платежных карт. Сами карты могут перемещаться через границу РФ без ограничений.

Общие правила документооборота при расчетах с использованием платежных карт


Как мы смогли убедиться, платежные карты используются для осуществления двух основных функций: расчетов за товары (работы, услуги), а также снятия наличных денег с карточного счета владельца карты. При этом вопросы оформления документов, составляемых при расчетах с использованием банковских карт, нормативного регулирования долгое время также не имели.

С принятием части первой Гражданского кодекса РФ 1994 года стало более менее ясно, в каком порядке должно происходить оформление документов при совершении операций по снятию денег с помощью банкоматов, при которых письменное распоряжение клиента, как правило, не оформляется. Новый ГК РФ признал операции по снятию наличных средств при помощи банкомата с использованием личного PIN-кода владельца карты законными и правильно оформленными. Согласно ч.2 ст. 160 ГК, использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического и иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Новое Положение уделило общим правилам документооборота при расчетах по операциям с использованием банковских карт гораздо больше внимания.

Согласно п.5.1 Положения операции с использованием банковских карт предусматривают обязательное составление ряда документов на бумажном носителе (слип, квитанция кассового терминала) и (или) в электронной форме (документ из электронного журнала терминала или банкомата), а также иных документов (квитанция банкомата и пр.), предусмотренных банковскими правилами (нормативными актами Банка России) и (или) договорами, заключенными между участниками расчетов (расчетными агентами, эмитентами и эквайрерами).

Обязательные реквизиты, которые должны содержать квитанция электронного терминала, составленная в пункте выдаче наличной валюты, квитанция электронного терминала, составленная на предприятии торговли (услуг) при совершении расчетов с использованием банковской карты, а также квитанция банкоматов определены в пп.5.2-5.4 Положения.

При этом обязательные реквизиты документов, составленных при совершении операций с использованием банковских карт, должны содержать согласованные сторонами признаки, позволяющие достоверно установить соответствие между реквизитами банковских карт и банковскими счетами держателей банковских карт, а также между идентификаторами предприятий торговли (услуг), пунктов выдачи наличной валюты (ПВН), банкоматов и банковскими счетами предприятий торговли (услуг), ПВН и банкоматов (п.5.6 Положения).

Если документ составлен с соблюдением установленных Положением требований, то он применяется при осуществлении расчетов с использованием банковских карт в соответствии с правилами, предусмотренными действующим законодательством в отношении безналичных расчетов (п.5.7 Положения).

В п.5.5 Положения предусматривается порядок оформления документов в тех случаях, когда совершаемые с использованием банковских карт операции не проходят процедуру авторизации - т.е. разрешение эмитента на проведение соответствующей операции, порождающее его обязательства по исполнению представленных документов, составленных с использованием банковской карты, не требуется. В этом случае коды, подтверждающие авторизацию эмитентом конкретной операции не являются обязательным реквизитом соответствующих документов.

Говоря о коде авторизации, проставляемом на квитанции банкомата, хотелось бы заметить, что теперь наличие этого кода поможет владельцам карт оспаривать сложные ситуации, связанные со снятием наличных через банкоматы (в частности, в тех случаях, когда банк незаконно устанавливает проценты за снятие наличных денег с карточного счета).

Важно заметить, что при совершении операций по выдаче и приему наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации через банкоматы справка формы N 0406007 не оформляется и не выдается.

Ранее необходимость предоставления уполномоченными банками данного документа клиентам при выдаче наличной иностранной валюты по пластиковым карточкам иностранных эмитентов и российских уполномоченных банков была установлена в письме ЦБ РФ от 14.11.94 N 122 "Об использовании справки N 0406007 при совершении операций с наличной иностранной валютой".

Теперь, согласно Положению, указанная справка не требуется, но только тогда, когда иностранная валюта получается либо сдается через банкоматы. В этой связи не понятно, следует ли требовать справку в случае, если операции с наличной иностранной валютой ведутся через иные пункты ее выдачи.

При осуществлении операций оплаты товаров или услуг с использованием банковской карты на предприятии торговли (услуг), оборудованном импринтером (устройством, предназначенным для переноса оттиска рельефных реквизитов банковской карты на документ, составленный на бумажном носителе), составляется слип в количестве экземпляров, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон.

На предприятии торговли (услуг), оборудованном электронным терминалом, составляется документ в электронной форме о совершенной операции в электронном журнале электронного терминала и оформляются квитанции терминала также в количестве экземпляров, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон (п.5.10 Положения).

Оформление документов, составляемых при расчетах с использованием банковских карт, в условиях деноминации


Затрагивая тему оформления документов, составляемых при расчетах с использованием платежных карт, хотелось бы сказать несколько слов о том, как на правилах оформления этих документов отразилось проведенное с 1 января 1998 года изменение нарицательной стоимости российских денежных знаков. Несмотря на то, что многие положения этого документа уже утратили свою актуальность, все же хотелось бы сказать несколько слов о нем, поскольку Указания ЦБ, о которых речь пойдет ниже,- один из немногих документов, определявших правовые основы обращения платежных карт в РФ до принятия Положения, и на его основе ряд кредитных организаций был привлечен к ответственности за несоблюдение содержащихся в нем предписаний.

В силу п.1 указания ЦБ РФ от 02.12.97 N 48-У "Об осуществлении операций с использованием банковских карт международных и российских платежных систем на территории РФ в целях реализации Указа Президента РФ от 04.08.97 N 822" все документы на бумажном носителе (слипы, чеки электронных терминалов) при проведении операций с использованием банковских карт международных и российских систем в торговых и сервисных предприятиях, обменных пунктах, кассах кредитных организаций и банкоматов с 00 часов 00 минут 1 января 1998 года по местному времени должны оформляться с указанием сумм в рублях с измененной нарицательной стоимостью рубля.

Все документы в электронном виде, отправленные кредитными организациями-эквайрерами и процессинговыми центрами (лицами, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов) на обработку для осуществления расчетов, составленные с 00 часов 00 минут 1 января 1998 года по местному времени, также должны быть оформлены с указанием цен в рублях с измененной нарицательной стоимостью (п.2 Указания).

Кредитные организации, осуществляющие операции по выдаче наличных рублей через банкоматы, начиная с 00 часов 00 минут 1 января 1998 года по местному времени должны оформлять все документы с указанием суммы полученных рублей, подтверждающих получение средств держателем карты, только в рублях с измененной нарицательной стоимостью вне зависимости от того, какими купюрами загружены кассы банкоматов (п.3 Указания).

Эти организации, равно как и кредитные организации, осуществляющие безналичные операции через электронные терминалы, после 00 часов 00 минут по местному времени 1 января 1998 года обязаны произвести перенастройку их программного обеспечения, которая позволит осуществлять запросы по сумме проводимой операции только в суммах с измененной нарицательной стоимостью и вести учет этих сумм в электронных журналах. В том случае, если организации не выполнят после указанного срока этого требования, равно как и проигнорируют требование об оформлении всех документов при выдаче наличных сумм через банкоматы в рублях с измененной нарицательной стоимостью, то они обязаны произвести выключение банкоматов и электронных терминалов до их перенастройки (пп.4, 5 Указания).

В заключительном пункте данного Указания (п.8) Банк России предполагает, что ответственность за неисполнение его требований будет возлагаться на кредитную организацию (как эмитента, так и эквайрера по обслуживанию банковских карт).

Бухгалтерский учет карточных счетов


Бухгалтерский учет карточных счетов необходимо рассмотреть с позиций двух заинтересованных сторон: юридического лица, приобретающего и использующего пластиковые карточки для совершения расчетов и платежей, и кредитного учреждения, выпустившего соответствующие банковские карты.

В соответствии с Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкцией по его применению, утвержденных приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, учет средств юридических лиц-владельцев банковских карт, перечисляемых ими на специальный карточный счет для совершения операций с использованием банковских карт ведется на счете 55 "Специальные счета в банках".

Этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств как в российской, так и в иностранной валютах, находящихся на территории РФ и за рубежом в аккредитивах, чековых книжках и других платежных документах на текущих, особых и иных специальных счетах юридического лица. Так как банковские карты являются платежными документами, а все расчеты по ним ведутся на специально открываемых для этого специальных карточных счетах, то их учет также должен вестись именно на счете 55. К счету 55 также могут быть открыты субсчета, соответствующие виду учитываемых платежных документов.


Поскольку платежные карты могут быть и рублевые, и валютные, и мультивалютные, то учет операций по ним должен вестись обособленно по каждому виду валюты. При этом построение аналитического учета по счету 55 должно обеспечивать возможность получения данных о наличии и движении платежных документов как на территории РФ, так и за рубежом.

Нужно заметить, что валютные операции по счетам пластиковых карт осуществляются в соответствии с требованиями валютного законодательства и с учетом положения по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/95), утвержденному приказом Минфина РФ от 13.06.95 N 50.

Что касается бухгалтерского учета операций с использованием банковских карт кредитных организаций, то принципы их отражения на счетах кредитных учреждений приведены в "Общих положениях по отражению в бухгалтерском учете кредитных организаций операций с использованием банковских карт" (Приложение N 2 к Положению).

Следует иметь в виду, что предложенные ЦБ РФ счета учета соответствующих операций основаны на новом Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ, утвержденном приказом ЦБ РФ от 18.06.97 N 02-263 и введенном в действие на территории РФ с 1 января 1998 года. Заметим, что в отличие от ранее действовавшего Плана счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках (кредитных учреждениях), утвержденного письмом Госбанка СССР от 21.12.89 N 254, которым для отражения средств, депонированных в банке для расчетов с использованием пластиковых карт было отведено всего лишь два счета (717 и 718), новым Планом счетов предусмотрено несколько десятков счетов, по которым учитываются операции с использованием банковских карт.

Учет операций с использованием банковских карт дифференцируется в зависимости от статуса владельца карты (напомним, что им может быть физическое лицо, как частное, так и занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, а также юридическое лицо), а также от типа операций, которые можно совершать с использованием карты (расчеты за счет средств минимального депозита либо за счет предоставленного банком кредита).

1. Операции физических лиц, осуществляемые с использованием расчетных (дебетовых) карт учитываются на счетах NN 423 "Депозиты физических лиц" и 426 "Депозиты физических лиц-нерезидентов".

А именно по счетам второго порядка NN 42308 и 42608 учитываются денежные средства, депонированные в кредитной организации для обеспечения операций гражданина с использованием расчетной (дебетовой) карты (т.н. неснижаемый лимит, минимальный депозит, страховой депозит и т.п.). На этих же счетах учитывается страховой депозит, депонируемый в кредитной организации для осуществления расчетов по кредитной карте.

Учет же предоставленных гражданам кредитов с целью расчетов с использованием кредитных банковских карт производится на счетах NN 455 "Потребительские кредиты, предоставленные физическим лицам" и 457 "Кредиты, предоставленные физическим лицам-нерезидентам".

2. Операции индивидуальных предпринимателей с использованием расчетных банковских карт учитываются на счетах NN 40802 "Прочие счета", "Физические лица-предприниматели" и 40803 "Прочие счета", "Физические лица-предприниматели-нерезиденты".

На этих счетах учитываются денежные средства, депонированные в кредитной организации для обеспечения операций предпринимателя, осуществляемых с использованием как расчетной (дебетовой), так и кредитной карты.

Учет предоставленных кредитов для расчетов предпринимателя с использованием кредитных банковских карт ведется на счете N 454 "Кредиты, предоставленные физическим лицам-предпринимателям".

3. Операции юридических лиц с использованием корпоративных расчетных карт отражаются на счетах NN 405 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности", 406 "Счета предприятий, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности", 407 "Счета негосударственных предприятий", 425 "Депозиты юридических лиц-нерезидентов", 40804 "Прочие счета", "Юридические лица-нерезиденты" - счета типа "Т".

Учет денежных средств, депонированных в кредитной организации для обеспечения операций юридического лица с использованием расчетных (дебетовых) и кредитных банковских карт производится на счетах NN 41008, 41108, 41208, 41308, 41408, 41508, 41608, 41708, 41808, 41908, 42008, 42108, 42208, 42508.

Пополнение перечисленных счетов юридических лиц производится только безналичным путем с расчетных (текущих) счетов клиентов. Средства третьих лиц при формировании денежных средств на указанных счетах юридического лица не участвуют (п.1.7 "Общих положений по отражению в бухгалтерском учете кредитных организаций операций с использованием банковских карт").

Перевод денежных средств с указанных счетов допускается только на расчетные (текущие) счета юридических лиц (п.1.8 Общих положений).

Учет предоставленных юридическому лицу кредитов (в целях обеспечения его средствами для расчетов с использованием кредитной корпоративной карты) производится на счетах NN 441 "Кредиты, предоставленные Минфину России" - 453 "Кредиты, предоставленные негосударственным некоммерческим организациям".

Согласно п.2.12 Положения кредитные организации-резиденты будут осуществлять расчет чистых позиций, т.е. определять итоговое сальдо требований и обязательств на определенный момент времени, а кроме того, проводить многосторонние зачеты документов, составленных на территории РФ в валюте РФ с использованием банковских карт, эмитентами которых являются кредитные организации-резиденты. Следует иметь в виду, что данное требование Положения вступит в силу только с 1 января 1999 года. Связано это с тем, что механизм расчета чистых позиций при проведении взаиморасчетов между банками, не определен, Поэтому этот пункт Положения будет введен в действие только после его доработки.

Контроль за операциям с использованием банковских карт


Как было отмечено выше, рассматриваемое нами Положение явилось первым систематизированным документом, которым был легализован выпуск, распространение и обслуживание банковских карт на территории Российской Федерации. Помимо того, что в нем впервые было дано определение банковской карты, Положение формально подтвердило законность хождения на территории РФ корпоративных карт.

Поскольку в силу п.4.6 Положения юридические лица-резиденты могут совершать с использованием корпоративных карт безналичные операции на предприятиях торговли (услуг), а также по получению наличных денежных средств только в строго определенных случаях, Положение вводит меры жесткого контроля за их использованием на территории РФ и за рубежом. Напомним, что помимо ограниченных возможностей использования корпоративной карт для рублевых расчетов, осуществление безналичных расчетов в иностранной валюте вообще допускается только в двух случаях: для оплаты командировочных и представительских расходов, осуществляемых за пределами территории РФ. Получение же наличной иностранной валюты путем снятия соответствующей суммы со спецкарточного счета разрешается только за пределами Российской Федерации и только для оплаты расходов, связанных с командированием работников в иностранные государства.

Обязанность осуществлять контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении операций с использованием корпоративных карт (в том числе при совершении трансграничных платежей с последующим возмещением в рублях расходов эмитента) возлагается на кредитные организации (п.6.1 Положения).

В частности, при совершении валютных операций с использованием корпоративных карт, в том числе при совершении трансграничных платежей с последующим возмещением в рублях расходов эмитента, юридическое лицо обязано с течение одного месяца с даты совершения операции предоставить в уполномоченный банк обоснование совершения указанных операций, в том числе отчет о расходах с приложением расчетных и иных документов по каждой операции (п.7.2 Положения).

В случае непредставления юридическим лицом-резидентом информации и документов в установленный срок, а также при выявлении уполномоченным банком факта совершения указанным лицом валютной операции с нарушением установленного порядка (в том числе совершении трансграничных платежей с последующим возмещением в рублях расходов эмитента), уполномоченный банк обязан направить уведомление о совершенной операции органам валютного контроля в порядке, установленном ЦБ РФ (п.7.3 Положения).

Применением указанных мер Банк России пытается поставить под контроль валютные счета российских юридических лиц и ограничить использование иностранной валюты на цели, не связанные с хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства.

Ответственность за преступления с банковскими картами


Затрагивая тему нарушений использования платежных карт, хотелось бы заметить, что новый Уголовный кодекс России предусматривает состав уголовного преступления, в котором фигурируют платежные карты. В частности, за изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок до шести лет (ст.187 УК РФ).

Еще более строго - до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества - караются те же действия, если они совершены неоднократно или организованной группой. При этом следует иметь в виду, что использование поддельных пластиковых карт с целью завладения чужими денежными средствами или материальными ценностями должно квалифицироваться в зависимости от обстоятельств дела как мошенничество (ст.159 УК) либо как присвоение (ст.160 УК). Последний вариант распространяется на нередко встречающиеся в практике случаи, когда хищение чужого имущества становится возможным при условии вовлечения в преступную группу лиц из числа работников кредитно-финансовых структур-эмитентов, расчетных центров, торговых и сервисных предприятий (управляющих, кассиров, операторов и т.д.).


Мы попытались осветить лишь основные вопросы выпуска и обращения платежных карт на территории Российской Федерации.

Подводя итог, остается надеяться, что все сложности и проблемы, связанные с развитием конкурентной борьбы на международном и российском рынке, снижением стоимости карточек и взимаемых комиссионных за пользование ими, развитием инфраструктуры рынка пластиковых карт, выпуском, помимо дебетовых и магнитных, кредитных и микропроцессорных карт в скором времени будут преодолены, а широкое практическое применение пластиковых денег сможет продемонстрировать все преимущества и несомненные удобства этого способа расчетов.


Камфер Ю.А.
Материалы подготовлены "АКДИ Экономика и жизнь"
Категория: Статьи о банкокартии | Добавил: bankocartist (13.09.2011)
Просмотров: 2279 | Теги: правовое регулирование, банковские карточки, банкокартия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Запомнить сайт
Друзья сайта
  • Банкокартия в Украине
  • Коллекция банковских карт
  • Обменный фонд банковских карт
  • Коллекционирование газет
  • Лотереи на обмен
  • Буклеты к монетам Украины
  • Каталог Краузе 19 век онлайн
  • Каталог Краузе 20 век, 39 издание онлайн
  • Каталог Краузе 20 век, 40 издание онлайн
  • Каталог Краузе 21 век, 6 издание онлайн
  • Каталог Краузе 21 век, 7 издание онлайн
  • Каталог Краузе "Монеты Северной Америки" онлайн
  • Віртуальний музей проїзних квитків України
  • Таки билеты Одессы и не только
  • Облако тегов
    Поиск
    Банкокартия в Украине © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz